05.08.2015

Как записать скринкаст: этапы производства и способы применения

Скринкаст - инструмент, пригодный для обучения, заменяющий печатные инструкции и путеводители, имитирующий живое общение с аудиторией, которая может не только видеть, но и слушать ваше сообщение. Как в кино! И чтобы это кино было захватывающим, нужно все спланировать и продумать. Об этапах создания скринкастов и поговорим. 

Сценарий  истории, которую вы расскажете с помощью скринкаста, лучше всего зарисовывать, например, на бумаге, в виде блок-схем. Можно для этого также стикеры использовать. Или программы специальные
(Фото:  Афанасьева Наталия)

Что такое захват изображения с экрана (скриншот) знают все. Это - снимок, то есть статическая картинка. А скринкаст - это картинка динамическая. Представьте, что вы сидите за компьютером и, например, демонстрируете вашему собеседнику возможности Exel или Word, или Google Maps, неважно. 

Чтобы сто раз не повторять и чтобы другие тоже научились, вы можете записать этот процесс в видео-формате. Это и есть скринкастинг (screencasting). Если переводить буквально, то это - такое экрано-вещание, по аналогии с понятием подкаст, также эксплуатирующим корень английского слова broadcast - ТВ/радио-вещание/трансляция.

Фактически в итоге получается видео-ролик, который можно размещать на различных видео-хостингах, распространять в соцсетях, включать в Еmail-рассылки и т.д.
По хронометражу скринкаст оптимально должен длиться не более 5 минут, идеально - 2-3 минуты. Чем короче, тем лучше. И чтобы зрители не заскучали.

Технические характеристики будут определяться в зависимости от функционала и возможностей применяемых программ или онлайн-сервисов для создания скринкастов. Некоторые из них я приведу в конце статьи, но сначала - про продакшн.

Этапы производства скринкастов

Раз мы снимаем кино, то без пред-, пост- и самого продакшн процессов нам не обойтись. Поэтому планируем, пишем сценарий, делаем раскадровку, озвучиваем, редактируем, продвигаем и показываем. Если у вас есть команда - ок, но скринкаст вполне по силам сделать и в одиночку. 

Планирование

  • Главное сообщение. Сформулируйте цель, продумайте интонацию и стиль. Что и Как вы хотите рассказать аудитории?
  • Определите примерную длительность видео.
  • Это будет поверхностное и интригующее сообщение или подробная, не вызывающая вопросов инструкция?
  • Что лучше: озвучка голосом или музыка с титрами? То есть звуковое или немое кино вы будете снимать.

Сценарий/раскадровка

  • Введение и обзор (что и для чего предназначено)
  • Ключевые характеристики и/или УТП (особенности, дизайн, ассортимент, доставка и т.д.)
  • Отзывы (клиентов/партнеров, если есть)
  • Сравнение с конкурентами (если это важно)
  • Заключение и вывод (какую пользу это принесет людям и что они должны сделать)
Обязательные элементы при продвижении на рынке - логотип и слоган/девиз вашей компании или бренда.

Каждую из частей истории можно разбить на несколько кадров для проработки деталей, делая акценты на: 
  • кнопках/призывах к действию (если вы что-то продаете)
  • фразах, которые обязательно должны произноситься (если вы продвигаете бренд)
  • анимации изображений, переходах между кадрами и других визуальных эффектах
Чем подробнее сценарий, тем проще и быстрее он реализуется

Озвучка

Пишем текст, который пойдет поверх видео, распечатываем его и репетируем. Произносим слова четко, с выбранной интонацией (ирония, доброжелательность, энтузиазм и т.д.). Говорят, надо улыбаться, когда читаешь текст, мол, градус дружественности повышается. Учитываем паузы между сменой кадров/переходов и засекаем время. 

У голосового сопровождения видео есть плюсы и минусы. Создается имитация живой коммуникации + двойной эффект воздействия: люди не только смотрят, но и слушают. Но если у вас плохая дикция или неприятный голос, то лучше пишите титры. Или используйте вариант "приглашенная звезда". Ею может быть ваш родственник или знакомый с ласкающим слух голосом и чистым произношением.

Хотите качественный звук? Купите приличный микрофон. Люди это оценят, особенно, если вы для них сделаете серию полезных и занимательных скринкастов. Вы же хотите отличаться от других?

Запись и редактирование

Эти процессы определяет выбор программы/онлайн-сервиса для записи скринкаста. Есть инструменты, позволяющие снимать каждую сцену по отдельности и редактировать видео. Правда, можно сделать серию скринкастов и объединить их в отдельный фильм с помощью Киностудии Windows Live, например.

В некоторых программах есть возможность не только записывать ваш голос, но и изображение через веб-камеру. То есть где-нибудь в углу на скринкасте будет ваша, условно говоря, говорящая голова. Это тоже сближает с аудиторией. Но надо будет причесаться и вообще презентабельно выглядеть. Зато можно брендовую кепку/футболку надеть.

Перед экспортом/выгрузкой скринкастов на видео-хостинги неплохо бы помнить:


Чем лучше по качеству файл на входе, тем лучше результат на выходе

Когда скринкасты лучше не делать

Плюсы видео-инструкций и презентаций очевидны. Хорошо сделанные, они способствуют повышению лояльности аудитории, которая получает информацию в дружественном стиле и может N раз пересмотреть вашу запись самостоятельно. 

Но если вы точно знаете, что ваша аудитория предпочитает простые картинки и тексты (возможно, в вашем регионе плохой доступ в интернет), то не грузите людей своим видео. Просто проиллюстрируйте текст картинками. Да и время свое сбережете. 

А если все же решились, то вот парочка популярных бесплатных онлайн-сервисов (в отличие от программ, их не надо устанавливать, чтобы пользоваться) для записи скринкастов:

Screenr (приказал долго жить по той причине, что устарел, как я выяснила в январе 2016 год)




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментируем:

Что: только текст, без перехода на личности
Как: вежливо и цензурно
Когда: есть что сказать/добавить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.